НЕКОТОРЫЕ КАТЕГОРИИ МАДХЬЯМАКИ И ВИДЖНЯНАВАДЫ В СУТРАХ ПРАДЖНЯПАРАМИТЫ

DOI 10.31554/978-5-7925-0545-2-2018-1-16-23

НЕКОТОРЫЕ КАТЕГОРИИ МАДХЬЯМАКИ И ВИДЖНЯНАВАДЫ В СУТРАХ ПРАДЖНЯПАРАМИТЫ

Лепехов Сергей Юрьевич – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Центра восточных рукописей и ксилографов Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук», г. Улан-Удэ, Россия.

В статье обсуждаются некоторые аспекты процесса формирования категориального аппарата в праджняпарамитских сутрах, которые образовали основу философских концепций буддизма Махаяны. Если предположить, что первые две главы «Ratna-guna-samcaya-gāthā» являлись одним из старейших праджняпарамитских текстов и, возможно, одним из первых полных изложений праджняпарамитского учения, то их анализ может позволить сформировать предварительное мнение о первоначальном категориальном аппарате, который впоследствии был разработан и превратился в философское содержание Мадхьямаки, Виджнянавады и Махаяны. Если в Тхераваде ключевым для конечного освобождения является Samādhi, достигаемое практикой медитации, то для праджняпарамиты таковым становится праджня, к которой подводит логика, что теоретически дает возможность сосредоточить внимание на этике (Śīla).

SOME CATEGORIES OF MADHYAMAKA  AND VIJNANAVADA IN THE PRAJNAPARAMITA SUTRAS

Lepekhov S. Yu.

The article discusses some aspects of formation of categorical apparatus in the Prajñāpāramitā sūtras, which formed the basis of philosophical concepts of Mahāyāna. Assuming that the first two chapters of “Ratna-guna-samcaya-gāthā” is one of the oldest prajñāpāramitā texts and, perhaps, one of the first complete rewrites of the Prajñāpāramitā teachings, an analysis of their content could allow to form a preliminary view on the initial categorical apparatus, which was subsequently developed and transformed in the philosophical content of Madhyamaka and Mahāyāna. If in Theravada the key to final liberation is Samādhi, developed the practice of meditation, thus, for Prajñāpāramitā such one becomes Prajñā, led by logic. In theory, there is an opportunity to focus on ethics (Śīla).