ЯКУТСКИЙ УЛУС: ОПЫТ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ

DOI 10.31554/2222-9175-2019-34-34-42

ЯКУТСКИЙ УЛУС: ОПЫТ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ

Борисов Андриан Афанасьевич – доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела истории и этносоциологии Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН» (Якутск, Россия).
E-mail: a_a_borisov@mail.ru.

В кочевой среде евразийских степей издревле развивался улус как особая форма социальной и потестарной организации. Такой статус был обусловлен хозяйством и образом жизни. В работе дискутируется проблема существования улуса у тюркских и монгольских народов как альтернативный путь политогенеза. На примере якутского улуса в сравнительно-историческом плане анализируются некоторые важнейшие особенности улусной системы. Возникнув как семейная или клановая группа, кочующая совместно, улус на протяжении веков развивался в более крупные таксоны, сопоставимые не только с племенной организацией, но и с вождеством и государством. Якутский улус пережил на протяжении XVIII в. период восстановления на новой основе, связанной с областной политикой Российского государства.

YAKUT ULUS: THE EXPERIENCE  OF HISTORICAL RECONSTRUCTION

Borisov A. A.

The nomads of the Eurasian steppes since ancient times formed the ulus as a special form of social and power organization. This status was due to the special economy and lifestyle. In the work discussed the problem of the existence of the ulus of the Turkic and Mongolian peoples as an alternative way of politogenesis. On the example of the Yakut ulus some important features of the ulus system are analyzed in the comparative historical aspect. Having emerged as a family or clan group leading a nomadic life together, the ulus has evolved over the centuries into larger unit comparable not only to tribal organization but also to chiefdom and state. Yakut ulus was restored during the XVIII century on a new basis related to the regional policy of the Russian state.