МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ОСНОВА СКОТОВОДСТВА КОЧЕВНИКОВ ВНУТРЕННЕЙ АЗИИ: ОБРАЗ КОРОВЫ/БЫКА

DOI 10.31554/2222-9175-2019-34-123-128

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ОСНОВА СКОТОВОДСТВА КОЧЕВНИКОВ ВНУТРЕННЕЙ АЗИИ: ОБРАЗ КОРОВЫ/БЫКА

Содномпилова Марина Михайловна – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела истории, этнологии и социологии Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН» (Улан-Удэ, Россия).
E-mail: sodnompilova@yandex.ru.

Крупный рогатый скот входит в состав основного богатства скотоводов-кочевников Центральной Азии – табан хошуу мал (пять видов скота) и занимает важное место в системе жизнеобеспечения кочевников. К крупному рогатому скоту в среде тюрко-монгольских народов сложилось неоднозначное отношение, выразившееся в соотнесении образа коровы с нижним/загробным миром, включении коровы в категорию животных с «холодным» дыханием и параллельным существованием культа небесного сивого быка. Амбивалентность образа коровы/быка обусловлена влиянием двух разновременных традиций, одна из которых, наиболее ранняя, сопутствовала миграциям населения и распространению скотоводства на степные и лесо-степные пространства Внутренней Азии. Другая, поздняя, восходит к традиции раннесредневековых тюркоязычных этнических групп Центральной Азии и связана с уйгуро-огузским культом быка, в среде которых мифический персонаж в образе быка включается в генеалогию.

THE WORLD VIEW BASIS FOR THE INNER ASIA NOMAD BREEDING: A COW/BULL IMAGE

Sodnompilova M. M.

Cattle are part of the main wealth of the nomadic cattlemen of Central Asia – Taban Khoshu Mal “five types of cattle” and occupies an important place in the life support system of nomads. An ambiguous attitude to cattle in the environment of the Turkic-Mongolic peoples was expressed in correlating the image of the cow with the lower/afterworld, including the cow in the category of animals with “cold breath” and the parallel existence of the cult of the celestial gray bull. The ambivalence of the cow/bull image is due to the influence of two different-time traditions, one of which, the earliest, was accompanied by population migrations and the spread of cattle breeding on the steppe and forest-steppe spaces of Inner Asia. The other, late, dates back to the tradition
of the early medieval Turkic-speaking ethnic groups in Central Asia, and is associated with the Uighur-Oghuz cult of the bull, among which the mythical character in the image of the bull is included in the genealogy.