ДВЕ КОНЦЕПЦИИ БОДХИЧИТТОТПАДЫ В УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ БУДДИЙСКИХ МОНАСТЫРЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

DOI 10.31554/978-5-7925-0573-5-2019-2-24-40

ДВЕ КОНЦЕПЦИИ БОДХИЧИТТОТПАДЫ В УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ БУДДИЙСКИХ МОНАСТЫРЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Донец Андрей Михайлович – доктор философских наук Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук», г. Улан-Удэ, Россия.
E-mail: sn3716@yandex.ru.

В статье на материале тибетоязычных текстов учебной литературы философских факультетов буддийских монастырей Центральной Азии рассматривается ключевое понятие буддизма махаяны – бодхичиттотпада (санскр. bodhicittotpāda). Определено его доктринальное содержание с точки зрения концепции «двух истин» (относительной и абсолютной) и эксплицированы два подхода к его интерпретации, основанные на материале комментаторской литературы к двум главным работам, по которым изучается философия буддизма в школе Гелуг центральноазиатского буддизма – «Абхисамаяланкаре» Майтреи и «Мадхьямака-аватаре» Чандракирти. На материале «Бодхисаттвачарья-аватары» Шантидевы дан анализ концепции «львиной гордости» Бодхисаттвы как важнейшего фактора, необходимого для реализации бодхичиттотпады.

TWO CONCEPTS OF BODHICITTOTPADA IN THE EDUCATIONAL LITERATURE OF BUDDHIST MONASTERIES OF CENTRAL ASIA

Donets A. M.

Based on Tibetan-language educational literature of philosophy departments of Buddhist monasteries in Central Asia, the article examines a key concept in Mahayana Buddhism: bodhicittotpāda. Its doctrinal content is defined from the point of view of the concept of “two truths” (relative and absolute). Two approaches to its interpretation are explicated based on commentary literature of two main works through which the philosophy of Buddhism is studied in the Gelug school of Central Asian Buddhism – “Abhisamayālankāra” of Maitreyanātha and “Madhyamakāvatāra” of Chandrakirti. Using the “Bodhisattvacaryāvatāra” of Shantideva, an analysis is given of the concept of “lion pride” of the Bodhisattva as the most important factor necessary for the realization of bodhicittotpāda.