ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК И ЧЖЕ ЦОНКАПА: ПУТЬ ОРТОПРАКСИИ, КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ

DOI 10.31554/978-5-7925-0573-5-2019-2-41-51

ИОАНН ЛЕСТВИЧНИК И ЧЖЕ ЦОНКАПА: ПУТЬ ОРТОПРАКСИИ, КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Степанов Андрей Васильевич – протоиерей, старший преподаватель кафедры религиоведения и теологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет», г. Иркутск, Россия.

Статья посвящена сравнительному анализу духовного наследия игумена Синайского монастыря Иоанна Лествичника, автора классического произведения византийской аскетической письменности «Лествица Божественного восхождения» и тибетского ученого-философа, основателя школы гелуг Чже Цонкапы, автора классического произведения индо-тибетского буддизма «Большое руководство к этапам пути Пробуждения». Рассматриваются источники, стиль и жанр указанных сочинений, а также их влияние на формирование и развитие религиозной традиции в восточном христианстве и тибетском буддизме. Выясняется, что оба сочинения типологически (при отсутствии генетической связи) представляют собой путь духовного развития и совершенства и являются содержанием буддийской и византийской ортопраксии как правильного делания на пути к спасению.

JOHN OF THE LADDER AND JE TSONGKHAPA: THE PATH OF ORTHOPRAXIA, COMPARATIVE ANALYSIS

Stepanov A. V.

The article is devoted to the comparative analysis of the spiritual heritage of the Abbot of the Sinai monastery of St John Climacus, author of the classic works of Byzantine ascetical writing “the ladder of Divine ascent” and Tibetan scientist-philosopher, the founder of the Gelug school je Tsongkhapa, the author of the classic works of Indo-Tibetan Buddhism” a Great guide to the stages of the path of Awakening.” The sources, style and genre of these works are considered, as well as their influence on the formation and development of religious tradition in Eastern Christianity and Tibetan Buddhism. It turns out that both works typologically (in the absence of a genetic link) represent a path of spiritual development and perfection and are the content of Buddhist and Byzantine orthopraxia, as the right thing to do on the way to salvation.