ХАНЬ ЮЙ И БУДДИЗМ (К ВОПРОСУ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОВНЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕ)

DOI 10.31554/978-5-7925-0573-5-2019-2-84-90

ХАНЬ ЮЙ И БУДДИЗМ (К ВОПРОСУ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ УРОВНЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ РЕЛИГИИ В ОБЩЕСТВЕ)

Мазур Татьяна Геннадьевна – кандидат философских наук, доцент Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук», г. Улан-Удэ, Россия.
E-mail: mtbi@yandex.ru.

Работа посвящена проблеме распространения буддизма в китайском обществе эпохи Тан (618–907), вошедшей в историю как «золотой» век китайского буддизма. Предмет исследования – влияние буддийской религии на личность мыслителя, поэта, публициста, чиновника Хань Юя (768–824), известного своей критикой буддизма. В работе использованы методы философского и социологического анализа, биографический метод. Проанализированы литературные произведения и биография Хань Юя с точки зрения таких составляющих религиозности, как характер религиозного сознания, характер религиозного поведения и включенность индивида в религиозные отношения. Показано, что Хань Юй, оставаясь ярым приверженцем конфуцианства, хорошо знал основы буддизма, традиции и обычаи этой религии, посещал буддийские храмы, совершал подношения буддийским божествам, вступал в религиозные (некультовые) отношения с буддийскими монахами. Делается вывод о том, что в эпоху Тан даже личности противников буддизма не были свободны от влияния этого вероучения, а значит, на индивидуальном уровне существования религии в обществе буддизм в эпоху Тан был представлен достаточно широко.

HAN YÜ AND BUDDHISM (TO THE QUESTION ABOUT THE INDIVIDUAL LEVEL OF THE EXISTENCE OF RELIGION IN SOCIETY)

Mazur T. G.

The work is devoted to the problem of the spread of Buddhism in the Chinese society of Tang epoch (618–907), known in history as “the golden age” of Chinese Buddhism. The subject of the research is the influence of Buddhist religion on the personality of Han Yü (768–824), the thinker, poet, publicist and official, known for his critique of Buddhism. In the work the methods of philosophical and sociological analysis, biographic method are used. Analysis of literary works and biography of Han Yü from the point of view of such components of religiosity, as the nature of the religious consciousness, the nature of religious behaviour and involvement of individual in religious relationships is made. It is shown, that Han Yü despite being an adept of Confucianism knew the basics of Buddhism, the traditions and customs of this religion, visited Buddhist temples, made offerings to the Buddhist deities, joined the religious relations with Buddhist monks. It is concluded, that in Tang epoch even the personalities of the opponents of Buddhism were not free from the influence of this creed, so, at the individual level of the existence of religion in society, Buddhism in the Tang epoch was represented quite widely.