DOI 10.31554/2222-9175-2020-38-127-133
«ХРИДАЯ-СУТРА» И СОЧИНЕНИЕ ДУ ШУНЯ «ХУАЯНЬ ФАЦЗЕ ГУАНЬ»
Янгутов Леонид Евграфович – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель отдела Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН» (г. Улан-Удэ, Россия).
E-mail: yanguta@mail.ru.
Дается анализ содержания «Хридая-сутры», одной из самых популярных праджняпарамитских сутр из числа переведенных на китайский язык. Исследуется текст, переведенный знаменитым переводчиком буддийской литературы Кумарадживой. В этом тексте излагается проблема пустоты, центрального понятия праджняпарамитской философии. Показано влияние этой сутры на творчество основателя школы хуаянь Ду Шуня, в частности на его сочинение «Хуаянь фацзе гуань» (Созерцание мира дхарм в хуаянь), в котором рассматривается диалектика тождества и различия пустоты формы, истинно сущего и его феноменальных проявлений, которую Ду Шунь демонстрирует посредством традиционно китайских понятий ли и ши. Делается вывод о том, что в сочинении нашло отражение логическое развитие идей Праджняпарамиты в поздних сутрах Махаяны «Нирвана-сутре» (Непань цзин) и «Аватамсака-сутре» (Хуаянь цзин).
“HEART SUTRAˮ AND THE WORK OF DU SHUN “HUAYAN FAJIÈ GUANˮ
Yangutov L. E.
The article gives an analysis of the contents of the Heart Sutra, one of the most popular Prajnaparamitic sutras, among those translated into Chinese. The text is translated by the famous translator of Buddhist literature Kumarajiva. This text sets forth the problem of emptiness, the central concept of prajnaparamita philosophy. The influence of this sutra on the work of the founder of the Huayan school Du Shun is shown, in particular on his essay “Huayan faze guan” (Contemplation of the world of dharm in huayan), which examines the dialectics of the identity and differences of the void form, the true being and its phenomenal manifestation, which Du Shun demonstrates through traditionally Chinese concepts of “li” and “shi”. It is concluded that the composition reflects the logical development of the ideas of Prajnaparamita in the late sutras of the Mahayana “Nirvana-sutra” (Nepan jing) and “Avatamsaka-sutra” (Huayan jing).