DOI 10.31554/2222-9175-2020-39-7-15
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАЛИМПСЕСТА В НАСКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ЗАБАЙКАЛЬЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕТРОГЛИФОВ ГОРЫ УЛАН-ТОЛОГОЙ)
Ташак Василий Иванович – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела истории и культуры Центральной Азии Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН» (г. Улан-Удэ, Россия).
E-mail: tvi1960@mail.ru.
Антонова Юлия Евгеньевна – младший научный сотрудник отдела археологии каменного века Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт археологии и этнографии СО РАН» (г. Новоси-бирск, Россия).
Е-mail: yulya_an@mail.ru.
Палимпсест изображений в наскальном искусстве является широко распространенным явлением, осложняющим понимание идейного содержания писаниц и петроглифов. Отсутствие исследований петроглифов Западного Забайкалья с точки зрения наличия палимпсеста могло привести к неверной или искаженной их интерпретации, которая проводилась по композиции в целом. Данная статья представляет результаты подробного визуального анализа петроглифов на одном из скальных блоков писаницы на горе Улан-Тологой (Республика Бурятия). На основе стратиграфического, трасологического, стилистического анализов, а также с использованием метода исследования степени патинизации рисунков показана разновременность создания изображений на рассматриваемом участке писаницы. Выявлены случаи подживления ранее нанесенных изображений, а также перерисовывания уже существующих на камне фигур путем добавления новых элементов. Предложена интерпретация петроглифов с учетом их разновременности.
THE STUDY OF THE PALIMPSEST IN TRANSBAIKALIAN ROCK ART (A CASE OF THE ULAN-TOLOGOI MOUNTAIN PETROGLYPHS)
Tashak V. I., Antonova Yu. E.
Palimpsest of the images in Rock Art is a wide-spread phenomenon which complicates the understanding of the ideological contents of built-in paintings and petroglyphs. The lack of studies of the petroglyphs in Western Transbaikalia aimed at palimpsests’ revealing could result in misunderstanding or awry interpretation. This article represents the results of a detailed visual study of the petroglyphs on the one of the rock blocks constituting the site of Rock Art at the Ulan-Tologoi Mountain (Republic of Buryatia). Based on stratigraphic, technical and traceological, and stylistic analyses and using the method of examining the degree of the petroglyphs patination, the authors demonstrate the time diversity of the images’ creation on the considered part of the petroglyphs. The instances of renovation of the earlier depicted figures and overpainting of the already existing stone images by adding new elements to them are identified. The authors offer the interpretation of the petroglyphs taking into account their asynchronicity.