DOI 10.31554/2222-9175-2020-39-122-130
БУРЯТСКОЕ ДУХОВНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ПОЗДНЕИМПЕРСКОМ ПЕРИОДЕ: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ БУДДИЗМА, ПРАВОСЛАВИЯ И РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Амоголонова Дарима Дашиевна – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН» (г. Улан-Удэ, Россия).
E-mail: amog@inbox.ru.
Рассматривается проблема взаимоотношений между буддийской общиной, православной церковью и Российским государством в период с середины XIX до первого десятилетия XX в., когда наряду с резким противодействием буддизму православная церковь усиливает критику по отношению к государству, обвиняя его в попустительстве буддизму и недостаточной поддержке окрестительной деятельности миссионеров. Светские власти, признавая приоритеты православия и стремясь контролировать буддийское духовенство, исходили из целей и задач империи на востоке страны и за рубежом, а потому вступали с буддистами в диалог, стараясь не ущемлять их прав чрезмерно репрессивными мерами. Буддисты со своей стороны демонстрировали лояльность как государству, так и православию, являвшемуся единственной государственной религией империи.
BURYAT SPIRITUAL SPACE IN THE LATE IMPERIAL PERIOD: RELATIONS BETWEEN BUDDHISM, ORTHODOXY AND THE RUSSIAN STATE
Amogolonova D. D.
The paper deals with the problem of relationship between the Buddhist community, the Orthodoxy and the Russian state from the middle of the 19th to the first decade of the 20th century, when along with a sharp opposition to Buddhism, the Orthodox Church intensified criticism towards the state accusing it of connivance to Buddhism and insufficient support for the baptizing activities of missionaries. Secular authorities recognized the priorities of Orthodoxy and tried to control the Buddhist clergy; nevertheless taking into consideration the goals and interests of the empire in the east of the country and abroad, the state engaged a certain dialogue with the Buddhists not allowing excessively repressive measures. Buddhists, for their part, demonstrated loyalty both to the state and to Orthodoxy, which was the only state religion of the empire.