ГЭСЭРИАДА: БУРЯТСКИЙ УСТНОПОЭТИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК И ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКАЯ ЭПИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

DOI 10.31554/978-5-7925-0594-0-2020-3-6

ГЭСЭРИАДА: БУРЯТСКИЙ УСТНОПОЭТИЧЕСКИЙ ПАМЯТНИК И ЦЕНТРАЛЬНОАЗИАТСКАЯ ЭПИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Дугаров Б. С.
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН Улан-Удэ, Россия
khairkhan@mail.ru

В данной статье рассматриваются особенности бурятской Гэсэриады и ее генезиса на примере эхирит-булагатской версии. Если унгинская версия перекликается с монгольской Гэсэриадой, испытавшей влияние тибетского эпоса о Гэсэре, то эхирит-булагатская является полностью самобытной, обращенной к мифологическим корням. Она состоит из древних фольклорных сюжетов, мотивов и образов и обнаруживает стадиальное и типологическое сходство с якутским эпосом о Нюргун Боотуре, который представляет вместе с бурятским Гэсэром один и тот же тип эпического героя небесного происхождения. Данное обстоятельство позволяет говорить о тюрко-монгольском факторе в генезисе Гэсэриады, учитывая сведения Ю.Н. Рериха из тибетских источников по этому поводу. В целом Гэсэриада — это памятник Сказителям — творцам великого эпоса.

GESERIADA: THE BURYAT ORAL POETIC MONUMENT AND THE CENTRAL ASIAN EPIC TRADITION

Dugarov B. S.

This article examines unique aspects of Buryat Geseriada and its genesis based on the Ekhirit-Bulagat version. While the Ungin version shares some common features with Mongolian Geseriada which was influenced by the Tibetan epic about Geser, the Ekhirit-Bulagat version is entirely original with mythological roots. It consists of ancient folk plots, motives and images, and has stadial and typological similarities with the Yakut epic about Nyurgun Bootur, who along with Buryat Geser represents the same type of the epic hero of the heavenly origin. This fact allows us to speak about the Turkic-Mongolian factor in the genesis of Geseriada, taking into account information from Tibetan sources on this matter provided by Yu. N. Roerich. Overall, Geseriada is a monument for all storytellers of the great epic.