МУЗЫКА БУРЯТСКОГО ЭПОСА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ

DOI 10.31554/978-5-7925-0594-0-2020-122-125

МУЗЫКА БУРЯТСКОГО ЭПОСА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ

Новикова О. В.
Новосибирская государственная консерватория имени М. И. Глинки
Новосибирск, Россия
novikova_o_v@mail.ru

В статье на примере эхирит-булагатской и хори-бурятской эпических традиций описаны методы анализа музыки бурятских улигеров. Рассматривается методика нотной записи сказаний, которая становится результатом ряда исследовательских процедур. В их числе − выявление звуковысотной организации эпических напевов, включающей определение ступеней звукоряда и реализующихся на них высотных контуров. Обсуждается важнейшая методологическая установка на рассмотрение целостной музыкально-поэтической композиции улигеров. Этот подход позволяет судить об особенностях ладового и мелодического развертывания крупного эпического полотна и, кроме того, заставляет пересмотреть некоторые ранее сложившиеся представлений о музыке бурятского эпоса. Его перспективность видится в возможности достоверного сравнения эпических традиций этнолокальных бурятских групп, установлении параллелей между разными музыкально-фольклорными традициями бурят, сопоставлении с бурятскими иноэтнических музыкально- фольклорных явлений.

MUSIC OF THE BURYAT EPOS: METHODOLOGICAL APPROACHES TO RESEARCH

Novikova O. V.
Glinka Novosibirsk State Conservatoire
Novosibirsk, Russia

The article describes methods of analyzing the music of Buryat uligers using the example of the Ekhirit-Bulagat and Khori-Buryat epic traditions. The technique of musical notation of epos, which is the result of a series of research procedures, is considered. Among them is the identification of the pitch organization of epic melodies, including the definition of the steps of the scale and the high-altitude contours realized on them. The most important methodological setting for considering of the holistic musical and poetic composition of the uligers is discussed. This approach makes it possible to judge the peculiarities of the modal and melodic deployment of a large epic compositions and, in addition, forces us to reconsider some of the previously established ideas about the music of the Buryat epos. Its promise is seen in the possibility of a reliable comparison of the epic traditions of ethnolocal Buryat groups, establishing parallels between different folklore traditions of the Buryats and folk-musical traditions other peoples.