К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЭПИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ОЛОНХО В РАБОТАХ И. В. ПУХОВА

DOI 10.31554/978-5-7925-0594-0-2020-132-136

К ВОПРОСУ ОБ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЭПИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ ОЛОНХО В РАБОТАХ И. В. ПУХОВА

Данилова А. Н.
Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН
Якутск, Россия
danilova.aanchyk@yandex.ru

В статье рассматриваются интерпретации эпического образа на основе исследования И.В. Пухова. Имя И. В. Пухова связано, прежде всего, с глубоким изучением идейного содержания олонхо через основные образы эпоса. Вклад И.В. Пухова в развитие якутской фольклористики высоко оценивается, прежде всего, его классификацией образов олонхо, исходя из той роли, которую каждый персонаж выполняет в сюжете. Самые разнообразные эпические персонажи схожим образом участвуют в развитии, движении сюжетных событий, выполняют в общем сюжетном действии определенные роли. В центре эпического повествования — главный герой, вокруг него группируются все остальные персонажи, именно в отношении к герою раскрываются их образы. В результате анализа структуры основных образов олонхо И.В. Пухов определил период формирования олонхо в эпоху разложения родового строя. Основные образы олонхо автор разделил по пяти группам, которые отражают патриархально-родовые отношения. И.В. Пухов выдвинул основную идею олонхо через образ главного героя, заключающийся в защите родной страны, людей племени айыы от посягательств абаасы. Он подчеркивает, что образная система олонхо представляет идеологию родового общества.

ON THE QUESTION OF INTERPRETATION OF EPIC IMAGES OLONKHO IN THE WORKS OF I. V. PUKHOV

Danilova A. N.
Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North SB RAS
Yakutsk, Russia

The article deals with the interpretation of the epic image based on the research of I. V. Pukhov. The name of I. V. Pukhov is associated primarily with a deep study of the ideological content of Olonkho through the main images of the epic. I. V. Pukhov’s contribution to the development of Yakut folklore is evaluated primarily by his classification of Olonkho images, based on the role that each character performs in the plot. A wide variety of epic characters similarly participate in the development, movement of plot events, perform certain roles in the overall plot action. In the center of the epic narrative — the main character, around him are grouped all the other characters it is in relation to the hero that their images are revealed. As a result of the analysis of the structure of the main images of Olonkho, I. V. Pukhov determined the period of formation of Olonkho in the era of decomposition of the generic system. The author divided the main images of Olonkho into five groups, which reflect the Patriarchal-tribal relations. I. V. Pukhov put forward the main idea of Olonkho through the image of the main character, which consists in protecting the native country, the people of the Aiyy tribe from the encroachments of abaasy. He emphasizes that the Olonkho image system represents the ideology of a generic society.