МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ В УСТНЫХ РАССКАЗАХ БУРЯТ ВНУТРЕННЕЙ МОНГОЛИИ КИТАЯ

DOI 10.31554/978-5-7925-0594-0-2020-198-201

МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ В УСТНЫХ РАССКАЗАХ БУРЯТ ВНУТРЕННЕЙ МОНГОЛИИ КИТАЯ

Цыбикова Б.-Х. Б.
Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
Улан-Удэ, Россия
bch58@yandex.ru

В статье рассмотрены мифологические персонажи, представленные в устной прозе китайских бурят. Выявленные мифологические действующие лица, имеющие наиболее выразительные и конкретные характеристики, распределяются условно на персонажи небесного происхождения и на духов локусов — хозяев местности, гор, водных объектов. Сделан вывод о том, что первая группа персонажей наделена функциями создателя и распорядителя определенного миропорядка на раннем этапе развития живых существ. Для другой группы персонажей, обозначенных как духи природы, характерны функции защитников обитателей определенных объектов окружающего человека мира — флоры, фауны. Для поддержания мифологического баланса в природе, как показывает фольклорный материал, наблюдается стремление древних людей задобрить духов локусов, чтобы не вызвать негативное воздействие на жизнедеятельность людей.

MYTHOLOGICAL CHARACTERS IN ORAL STORIES OF BURYATS IN INNER MONGOLIA AUTONOMOUS REGION OF CHINA

Tsybikova B.-Kh. B.
Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies SB RAS
Ulan-Ude, Russia

The article discusses the mythological characters presented in the oral stories of the Chinese Buryats. The revealed mythological characters, which have the most expressive and specific characteristics, are conditionally divided into characters of heavenly origin and into the local spirits — the owners of the area, mountains, water objects. It is concluded that the first group of characters is endowed with the functions of the creator and manager of a certain world order at an early stage in the development of living beings. For another group of characters, designated as spirits of nature, are characterized with the functions of protectors of the inhabitants of certain objects of the surrounding world — flora and fauna. As the folklore material shows, in order to maintain the mythological balance in nature, we can see a desire of ancient people to appease the local spirits, so as not to cause a negative impact on the life of people.