DOI 10.31554/978-5-7925-0594-0-2020-218-221
ОБРАЗЫ ТЕОГОНИЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ В КОНТЕКСТЕ САКРАЛЬНЫХ ВОЗЗРЕНИЙ ТУВИНЦЕВ И БУРЯТ
Самдан З. Б.
Тувинский институт гуманитарных исследований при Правительстве Республики Тыва
Кызыл, Россия
samdan-sn@yandex.ru
Автор статьи на материале текстов тувинского и бурятского фольклора анализирует образы теогонической мифологии тюрко-монгольских народов. Исследование этих образов приобретает особую актуальность в настоящее время в связи с возрастающим интересом современного общества к древним истокам традиционной культуры народов-кочевников, которая представляет прочную основу для укрепления их духовных святынь. Новизна данной работы заключается в том, что автор с помощью сравнительно-исторического и герменевтического методов исследования впервые предпринимает попытку выявить некоторые тувинско-бурятские параллели в системе образов теогонической мифологии: Кɵгелдей-Мерген — Хухэдэй Мэргэн; Дадай — Татай; Хамнаарак — Булжамуур. В результате анализа автор приходит к выводу, что эти образы восходят к общему мифологическому истоку в сакральной традиции тюрко-монгольских народов, в основе которой лежит тэнгрианская идея — идея Неба как верховного сакрального начала.
IMAGES OF THEOGONIC MYTHOLOGY IN THE CONTEXT OF THE SACRED VIEWS OF TUVANS AND BURYATS
Samdan Z. B.
Tuvan Institute for Humanitarian Research under the Government of the Republic of Tuva
Kyzyl, Russia
The author of the article analyzes the images of the theogonic mythology of the Turkic-Mongol peoples based on the texts of Tuvan and Buryat folklore. The study of these images is of particular relevance at the present time, in connection with the growing interest of modern society to the ancient origins of the traditional culture of nomadic peoples, which provides a solid basis for strengthening their spiritual shrines. The novelty of this work lies in the fact that the author, using comparative-historical and hermeneutic research methods, for the first time attempts to identify some Tuvan-Buryat parallels in the system of images of theogonic mythology: Kogeldey-Mergen — Khuheday Mergen; daday — Tatay; Hamnaarak — Bulzhamuur.
As a result of the analysis, she comes to the conclusion that these images go back to a common mythological source in the sacred tradition of the Turkic-Mongol peoples, which is based on the Tengrian idea — the idea of Heaven as the supreme sacred principle.