DOI 10.31554/2222-9175-2020-40-9-17
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НАСКАЛЬНЫХ РИСУНКОВ ОКИНСКОГО ПЛАТО
Ташак Василий Иванович – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела истории и культуры Центральной Азии Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН» (г. Улан-Удэ, Россия).
E-mail: tvi1960@mail.ru.
В настоящее время на территории Окинского плато известно два местонахождения с наскальными рисунками. Оба расположены на границе Окинской впадины и горного хребта Кропоткина, входящего в горную систему хребта Восточный Саян. В статье даны результаты новейших исследований одного из этих местонахождений – Шамхаг-Байсан, выделенного как культовый объект древности в Окинской впадине. Ранее здесь был исследован один наскальный рисунок. Применение новейших методов изучения наскальных рисунков позволило обнаружить здесь еще несколько рисунков, которые были не видны при простом визуальном осмотре утеса. Сравнительный анализ рисунков утеса Шамхаг-Байсан с наскальными рисунками сопредельных территорий показывает, что носители подобной художественной традиции проникали внутрь Саянских гор из Приангарья по долине р. Оки. Типологически рисунки Шамхаг-Байсана сопоставимы с рисунками эпохи неолита в Приангарье и на Верхней Лене, что позволяет датировать данное местонахождение эпохой неолита.
NEW STUDIES OF THE ROCK ARTS IN THE OKA PLATEAU
Tashak V. I.
At present, on the Oka Plateau, only two sites with the rock paintings are known. Both of them are situated in the boundary of the Oka depression and the Kropotkin Mountain Ridge included in the Eastern Sayan range of mountains. The article presents the newest results of the investigations conducted on one of these two sites – Shamhag-Baisan, determined as an ancient cult site in the Oka depression. Earlier here, one figure of the rock painting has been identified. The new methods of the Rock arts investigation allowed us to discover several more painted figures that were not visible during the rockʼs visual observations. Comparative analysis of the Shamhag-Baisan Rock paintings with the neighboring territoriesʼ rock arts shows that the bearers of such artistic tradition spread into the Sayan Mountains from the Angara River region along the Oka River Valley. Shamhag-Baisan paintings match the Neolithic times in the Angara Region and the Upper Lena River region by the typology. Based on this fact, this site can be dated to the Neolithic period.