ПРАДЖНЯПАРАМИТА В КИТАЕ

DOI 10.31554/978-5-7925-0600-8-2020-3-37-49

ПРАДЖНЯПАРАМИТА В КИТАЕ

Янгутов Леонид Евграфович – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН», руководитель отдела ОФКР (г. Улан-Удэ, Россия).
E-mail: yanguta@mail.ru.

В статье рассматриваются особенности Праджняпарамиты, получившей распространение в Китае. Показана история перевода праджняпарамитских текстов с санскрита на китайский язык, указываются трудности перевода этих текстов, обусловленные спецификой китайского языка, имеющего иероглифическую письменность, многотональную и одноморфемную фонетику. Дается анализ становления принципов Праджняпарамиты в Китае в контексте ее взаимоотношений с традиционными учениями – конфуцианством и даосизмом. В этой связи рассматриваются учения шести школ и семи направлений (люцзяцицзун), сочинения Сэн Чжао, а также концептуальные основы школ саньлунь, чань, тяньтай и хуаянь. Показано, что они базируются на принципах праджняпарамитской философии, ее диалектике пустоты и формы, истинно сущего и феноменальных проявлений.

Yangutov L. E.

PRAJNAPARAMITA IN CHINA

The article examines the features of Prajnaparamita, which has become widespread in China. The history of the translation of Prajnaparamitic texts from Sanskrit into Chinese is shown, the difficulties of translating these texts are indicated, due to the specifics of the Chinese language, which has hieroglyphic writing, multi-tone and one-morphine phonetics. The analysis of the formation of the principles of Prajnaparamita in China in the context of its relationship with traditional teachings — Confucianism and Taoism is given. In this regard, the teachings of six schools and seven directions (lujiaqizong), the writings of Seng Zhao, as well as the conceptual foundations of the Sanlun, Chan, Tiantai and Huayan schools are considered. It is shown that they are based on the principles of Prajnaparamita philosophy, its dialectics of emptiness and form, true existence and phenomenal manifestations.