ФЕНОМЕН «СТРАДАНИЯ» В БУДДИЗМЕ И ХРИСТИАНСТВЕ: ДХАММАПАДА И ЕККЛЕСИАСТ: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ

DOI 10.31554/978-5-7925-0600-8-2020-3-70-82

ФЕНОМЕН «СТРАДАНИЯ» В БУДДИЗМЕ И ХРИСТИАНСТВЕ: ДХАММАПАДА И ЕККЛЕСИАСТ: КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Степанов Андрей Васильевич – протоиерей, старший преподаватель кафедры религиоведения и теологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет» (г. Иркутск, Россия).
E-mail:stepanovandrey14@mail.ru.

В статье рассматривается доктринальное положение буддизма – первая благородная истина, истина о страдании в христианском понимании этого феномена. Делается вывод о том, что в раннем буддизме страдание приобретает практически онтологический статус благодаря личному религиозно-психологическому опыту основателя этого учения. В христианстве страдание в категории зла рассматривается в трех аспектах: догматическом, сотериологическом и эсхатологическом и понимается как нарушение данной Богом свободы нравственного самоопределения. В качестве предмета исследования автор рассматривает два литературных памятника из Священного канона буддизма и христианства, а именно Дхаммападу и Екклесиаст. Выдвигается тезис о том, что оба памятника объединяет общая тема страдания и суетности человеческой жизни. Рассмотрены авторство и главные идеи этих книг. Выясняются общие моменты в рассуждениях авторов о зле, невежестве и страдании. Приводится понимание в обеих религиозных традициях того, что есть счастье. Автор рассуждает о том, что обе книги поднимают вечные вопросы, волнующие каждое поколение человечества и нередко дающие схожие ответы при отсутствии генетической связи, взаимного влияния и заимствований, поскольку эти памятники были созданы в двух совершенно разных цивилизационных центрах Средиземноморья и Индокитая.

THE PHENOMENON OF “SUFFERING” IN BUDDHISM AND CHRISTIANITY: DHAMMAPADA AND ECCLESIAST, COMPARATIVE ANALYSIS

Stepanov A. V.

The article examines the doctrinal position of Buddhism, the first noble truth – the truth about suffering, in the Christian understanding of this phenomenon. It is concluded that in early Buddhism, suffering acquires an almost ontological status due to the personal religious and psychological experience of the founder of this doctrine. In Christianity, suffering in the category of evil is considered in three aspects: dogmatic, soteriological and eschatological, and is understood as a violation of the freedom of moral self-determination given by God. As a subject of research, the author considers two literary monuments from the sacred Canon of Buddhism and Christianity, namely the Dhammapada and the Book of Ecclesiastes. The thesis is put forward that both monuments share a common theme, the theme of suffering and the vanity of human life. The authorship and main ideas of these books are considered. Common points in the authors ‘ arguments about evil, ignorance and suffering are clarified. The understanding of what happiness is in both religious traditions is given. The author argues that both books raise eternal questions that concern every generation of mankind and often give similar answers, in the absence of genetic connection, mutual influence and borrowing, since these monuments were created in two completely different civilizational centers of the Mediterranean and Indochina.