РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЫ О:БАКУ КАК НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ ЯПОНСКОГО ДЗЭН-БУДДИЗМА

DOI 10.31554/2222-9175-2021-42-148-155

РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЫ О:БАКУ КАК НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ ЯПОНСКОГО ДЗЭН-БУДДИЗМА

ЛУГАВЦОВА Алена Петровна ‒ аспирант отдела философии, культурологии и религиоведения Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ, Россия).
E-mail: alena.karnap@mail.ru.

Рассматриваются особенности буддийской практики и религиозного мировоззрения школы О:баку третьего направления японского дзэн-буддизма, чье появление в Японии приходится на период Эдо (1603–1868) и связано с прибытием китайских монахов-эмигрантов. Анализ характера буддийской практики О:баку позволяет выявить, что ее ключевой особенностью являлось сочетание подходов дзэн-буддизма и амидаизма, традиционное для Китая, но чуждое для Японии. Автор делает вывод, что особенности практики, мировоззрения и быта О:баку, олицетворявшие духовное наследие минского Китая и подчеркивавшие самобытность учения, обеспечили школе всплеск популярности и особо выделили ее среди прочих направлений японского буддизма, что впоследствии помогло ей закрепиться на новой земле.

RELIGIOUS SPECIFICITIES OF THE ŌBAKU SECT AS A NEW SCHOOL OF ZEN BUDDHISM IN JAPAN

Lugavtsova A. P.

The article examines distinctive features of the religious practice and way of thinking of the Ōbaku sect, which is the third school of Japanese Zen Buddhism established in Japan during the Edo period (1603–1868) by a small faction of Chinese monks. The analysis of Ōbaku’s Buddhist practice demonstrates its syncretic nature, which was combined elements of Zen and Pure Land Buddhism. This syncretic religion had a long history in China, but seemed unusual and incongruous for most of the Japanese Buddhists. The article concludes that the distinctive features of Ōbaku’s religious practice, everyday life and way of thinking represented spiritual heritage of Ming China in Japan and emphasized unique cultural identity of the school. Its originality sparked a surge in the sect’s popularity and differentiated Ōbaku from other schools of Japanese Zen Buddhism, helping it to take root in a new country.