МАЛЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ КОЧЕВНИКОВ МОНГОЛИИ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО АЙМАКА МОНГОЛИИ)

DOI 10.31554/2222-9175-2018-32-46-51

МАЛЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ КОЧЕВНИКОВ МОНГОЛИИ (НА ПРИМЕРЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО АЙМАКА МОНГОЛИИ)

Гомбожапов Александр Дмитриевич – кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела истории и культуры Центральной Азии Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН» (Улан-Удэ, Россия).
E-mail: agombozh@gmail.com.

В статье анализируются устойчивые формы социальных групп кочевников Монголии. На основе анализа полевых материалов, полученных в сомоне Заамар Центрального аймака, сделан вывод о взаимоисключающих явлениях в формах социальной организации современных кочевников Монголии. Усиление миграционных потоков скотоводов в центральные районы привело к острой конкуренции за естественные пастбищные угодья. Следствием стало сплочение как местных кочевников в неформальные группы с целью защиты своих экономических интересов, так и прибывших номадов, вынужденных формировать замкнутые группы. Проникновение рыночных отношений и увеличение товарности хозяйств кочевников способствуют большей их индивидуализации за счет разложения традиций и обычаев коллективной взаимопомощи.

SMALL SOCIAL GROUPS OF MONGOLIAN NOMADS (A CASE OF THE CENTRAL PROVINCE)

Gombozhapov A. D.

The article analyzes steady forms of social groups of nomads of Mongolia. Based on the analysis of field materials obtained in Zaamar sum of the Central province, the author made a conclusion about mutually exclusive phenomena in the forms of social organization of the modern Mongolian nomads. The intensification of migratory flows of pastoralists to the central regions led to intense competition for natural pasture lands. This resulted in the consolidation of local nomads into informal groups to protect their economic interests, as well as forced the arriving nomads to form closed groups. The penetration of market relations and the increase in the marketability of the economy of nomads contribute to their greater individualization due to the disintegration of traditions and customs of collective mutual assistance.