КОЛЛЕКЦИЯ ПРЕДМЕТОВ БУДДИЙСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (ТАНКA, ЦАКЛИ) ИМБТ СО РАН КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЕЖЕДНЕВНЫХ ВИЗУАЛЬНЫХ ПРАКТИК БУДДИСТОВ БУРЯТ

DOI 10.31554/2304-1838-2021-14-224-235

КОЛЛЕКЦИЯ ПРЕДМЕТОВ БУДДИЙСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (ТАНКA, ЦАКЛИ) ИМБТ СО РАН КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ЕЖЕДНЕВНЫХ ВИЗУАЛЬНЫХ ПРАКТИК БУДДИСТОВ БУРЯТ

Базаров А. А.

Статья посвящена анализу коллекции буддийских икон (танка и цакли) Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук. Актуальность изучения коллекций буддийских икон в качестве исторического и культурологиче-ского источника по ежедневным визуальным практикам буддистов не вызывает сомнений, поскольку данное исследование раскрывает неизвестные аспекты в формировании буддийской ритуальной практики. В ходе работы был разработан метаязык описания визуальных образов с целью выяснения механизма актуализации данного материала в буддизме в виде следующих пунктов: механизм отбора образов; культурный контекст; ритуальные и социальные цели; характер материалов. Сравнительный анализ двух собраний: буддийских икон из коллекции ИМБТ СО РАН с современными иконографическими комплексами хоймор-гунгарба, подтвердил тот факт, что кардинальное изменение механизма передачи буддийской традиции в Бурятии, социальные сдвиги, политическая ситуация привели к трансформации вектора развития традиционной буддийской культуры бурят, приоритетом которого становится восстановление полноценной религиозной культуры, с сохранением этнической специфики. В результате исследования был сформулирован вывод о том, что коллекция предметов буддийского изобразительного искусства (танкa, цакли) ИМБТ СО РАН является фундаментальным собранием иконографических образов тибето-монгольского буддизма, воссоздающим специфику основных направлений развития бурятских визуальных практик в Байкальском регионе в конце XIX – начале XX вв. Данная коллекция требует дальнейшего искусствоведческого, историко-культурологического, религиоведческого, социально-антропологического изучения, поскольку является уникальным и многоаспектным источником для понимания буддизма.

COLLECTION OF OBJECTS OF BUDDHIST FINE ART (TANGKHA, TSAKLI) OF THE IMBTS SB RAS AS AN OBJECT OF STUDYING THE DAILY VISUAL PRACTICES OF BURYAT BUDDHISTS

Bazarov A. A.

The paper is devoted to the analysis of the collection of Buddhist icons (tangkha and tsakli) of the Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan studies (Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences). The relevance of studying of the collections of Buddhist icons (tangkha and tsakli) as a historical and cultural source about daily visual practices of Buddhists cannot be questioned, since this study reveals unknown aspects in the formation of Buryat ritual culture and the role of Buddhism in this process. The method of describing of the Buddhist icon images was developed into preliminary works to clarify the mechanism of actualization of this material in Buddhism: the mechanism of image selection; cultural context; ritual and social goals; nature of materials; registration of believers’ reactions to visual images. The author based on a comparative analysis of two databases: the collection of Buddhist icons of IMBTS and modern complexes Khoimor-Gungarba) shows a close relationship between the local visual practice of Buddhists and the formation of Buryat culture from the end of the 19th century to the beginning of the 21st century. After a comparative reconstruction of the structures of the collections, the author argues that the everyday ritual practice of praying for these photos is an important aspect of the formation of local Buddhism, a priority that is the restoration of a full-fledged religious ritual practice, with the preservation of ethnic specificity. The conclusion is that the Institute’s collection of Buddhist icons (tangkha, tsakli) is a fundamental collection of images of Tibetan-Mongolian Buddhism, showing details of the main directions of the development of Buryat visual practices in the Baikal region in the late 19th — early 20th centuries. This collection requires further study as it is a unique source for understanding Buddhism.