ПРОБЛЕМА ЗЛА В БИБЛЕЙСКОЙ И ГРЕЧЕСКОЙ ПАТРИСТИКЕ И В ФИЛОСОФИИ БУДДИЗМА МАХАЯНЫ. КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ

DOI 10.31554/978-5-7925-0612-1-2021-4-56-66

ПРОБЛЕМА ЗЛА В БИБЛЕЙСКОЙ И ГРЕЧЕСКОЙ ПАТРИСТИКЕ И В ФИЛОСОФИИ БУДДИЗМА МАХАЯНЫ. КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ

Степанов Андрей Васильевич – протоиерей, старший преподаватель кафедры религиоведения и теологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет» (г. Иркутск, Россия).
E-mail: stepanovandrey14@mail.ru.

Статья является логическим продолжением темы, поднятой в предыдущей публикации, и посвящена сравнительному анализу учения о происхождении и сущности зла в библейской традиции и греческой патристике и в философии буддизма, начиная с эпохи Дхаммапады и до формирования Цонкапой гелугпинской традиции, а также в школах мадхъямаки и йогачары буддизма Махаяны. Автор рассматривает богословие зла в Ветхозаветной и Новозаветной традиции, а также решение этой проблемы в греческой патристике, легшее в основу понерологии православной церкви. Далее автор уделяет внимание изучению развития доктрины зла в раннем буддизме на примере Дхаммапады и философских школах буддизма Махаяны – мадхьямаке и йогачаре. Автор приходит к выводу, что в обеих религиозных традициях зло рассматривается как онтологическая и моральная категория, противоположность блага.

THE PROBLEM OF EVIL IN BIBLICAL AND GREEK PATRISTICS AND IN THE PHILOSOPHY OF BUDDHISM MAHAYANA. COMPARATIVE ANALYSIS

Stepanov A. V.

The article is a kind of continuation of the topic raised in the previous publication and is devoted to a comparative analysis of the doctrine of the origin and essence of evil in the biblical tradition and Greek patristics and in the philosophy of Buddhism, from the Dhammapada era to the formation of Tsongkhapa Gelugpa tradition, as well as in the schools of Madhyamaka and yogacaras of Mahayana Buddhism. The author examines the theology of evil in the Old Testament and New Testament traditions, as well as the solution to this problem in Greek patristics, which formed the basis of the ponerology of the Orthodox Church. The author also pays attention to the study of the development of the doctrine of evil in early Buddhism, using the example of the Dhammapada, and the philosophical schools of Mahayana Buddhism – Madhyamaka and Yogachara. It turns out that in both religious traditions evil is considered as an ontological and moral category, the opposite of good.