ДУХОВНАЯ МИССИЯ ЧЖЕ ЦОНКАПЫ И ЗНАЧЕНИЕ ЕГО «ОКЕАНА АРГУМЕНТОВ»

DOI 10.31554/978-5-7925-0612-1-2021-4-119-133

ДУХОВНАЯ МИССИЯ ЧЖЕ ЦОНКАПЫ И ЗНАЧЕНИЕ ЕГО «ОКЕАНА АРГУМЕНТОВ»

Урбанаева Ирина Сафроновна – доктор философских наук, главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН» (г. Улан-Удэ, Россия).
E-mail: urbanaeva@imbt.ru.

В статье содержится анализ личности и трактата тибетского философа, йогина и буддийского реформатора Чже Цонкапы, который называется «Океан аргументов». Это подробный комментарий к «Муламадхьямакакарике» Нагарджуны. Автор статьи утверждает, что Цонкапа был личностью, конгениальной великому Нагарджуне. Благодаря своим сверхобычным интеллектуальным и духовным качествам он смог выполнить миссию восстановления в Тибете аутентичной Дхармы и развития Махаяны на основе философии Нагарджуны и его понимания природы реальности, сансары и нирваны, абсолютной и относительной истины, сущности Дхармы и ее практики. Автор представил также некоторые результаты своего исследования текста Цонкапы, которые помогают понять, что сочинение Нагарджуны является грандиозным трансцендентальным исследованием, в котором уникальная онтология сочетается с логико-эпистемологическим подходом, этикой бодхисаттв и служит реализации сотериологического проекта Махаяны. Трактат Цонкапы содержит также оригинальные направления его собственных онтологических исследований, которые имеют огромное значение для понимания четырех благородных истин, соотношения пустоты и зависимого возникновения, сансары и нирваны, абсолютной и относительной истины. Труд Цонкапы актуален и сегодня в контексте различения корректных и ошибочных интерпретаций буддийской философии, особенно мадхьямаки.

THE SPIRITUAL MISSION OF JE TSONGKHAPA AND THE SIGNIFICANCE OF HIS «OCEAN OF REASONING»

Urbanaeva I. S.

The article contains an analysis of the personality and treatise of the Tibetan philosopher, yogi and Buddhist reformer Je Tsongkhapa, which is called «The Ocean of Arguments». This is a detailed commentary on Nāgārjuna’s «Mūlamadhyamakakārikā». The author of the article writes that Tsongkhapa was a personality congenial to the great Nāgārjuna. Thanks to his extraordinary intellectual and spiritual qualities, he was able to fulfill the mission of restoring the authentic Dharma in Tibet and developing the Mahāyāna based on the philosophy of Nāgārjuna and his understanding of the nature of reality, samsara and nirvana, absolute and relative truths, the essence of Dharma and its practice. The author also presented some of the results of his study of Tsongkhapa’s text, which help to understand that the «Mūlamadhyamakakārikā» of Nagarjuna is a grandiose transcendental study in which a unique ontology is combined with a epistemological approach, the ethics of bodhisattvas and serves to realization of the soteriological project of the Mahāyāna Buddhism. Tsongkhapa’s treatise also contains the original directions of his own ontological research, which are of great importance for understanding the four noble truths, the relationship between emptiness and dependent arising. Tsongkhapa’s work is still relevant today in the context of distinguishing between correct and erroneous interpretations of Buddhist philosophy, especially Madhyamaka.