О РОЛИ МИССИОНЕРСКИХ ШКОЛ В РАСПРОСТРАНЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ГОНКОНГЕ В ПЕРИОД МЕЖДУ ОПИУМНЫМИ ВОЙНАМИ

DOI 10.31554/2222-9175-2022-45-83-88

О РОЛИ МИССИОНЕРСКИХ ШКОЛ В РАСПРОСТРАНЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ГОНКОНГЕ В ПЕРИОД МЕЖДУ ОПИУМНЫМИ ВОЙНАМИ

Клиновский Владимир Александрович – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт Дальнего Востока РАН (г. Москва, Россия).
E-mail: klyn87@mail.ru.

В статье исследуется история деятельности миссионерских школ в британском Гонконге в период между Первой и Второй опиумными войнами. Конкретным предметом изучения является их роль в распространении английского языка. Британское правительство почти не принимало участия в организации образовательной деятельности и не ставило задачи добиться тотального владения языком среди коренного населения. На основе статистических источников, свидетельств миссионеров и историков-современников формулируется тезис о том, что миссионерские школы, сыграв важную роль в обучении английскому языку в переходный период, тем не менее не стали основными центрами его изучения из-за своей ориентированности на религиозное образование, исчезли или вынуждены были трансформироваться в соответствии с запросами общества.

ON THE ROLE OF MISSIONARY SCHOOLS IN THE SPREAD OF ENGLISH IN HONG KONG DURING THE PERIOD BETWEEN THE OPIUM WARS

Klinovskiy V. A.

The article studies the history of missionary schools in British Hong Kong in the period between the two Opium Wars. The specific subject of study is the schools’ role in the spread of English. British government took little participation in organizing the educational process and did not set the goal to make the whole population speak English. Based on statistical sources, works of contemporary scientists and missionaries the article states that the missionary schools, though had played a crucial role in teaching English during the transition period, did not become major educational centers because of their bias towards religious studies and were forced to close or to transform according to the demands of society.