DOI 10.31554/2222-9175-2018-32-171-179
ТРАКТОВКА НЕСОВМЕСТИМОСТИ ДХАРМ В МАДХЬЯМИКЕ-ПРАСАНГИКЕ
Донец Андрей Михайлович – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН» (Улан-Удэ, Россия).
E-mail: sn3716@gmail.com.
На основе широкого круга тибетоязычных источников раскрывается содержание буддийской концепции «несовместимости дхарм», как она представлена в тибетском буддизме. Основной акцент делается на интерпретации этой концепции в традиции Гелук, имеющей широкое распространение в странах Центральной Азии. Рассматриваются основные структурные элементы концепции несовместимости («основа отрицания» – dgag gzhi, «объект отрицания» – dgag bya, «отрицание» – dgag pa), обсуждаются виды несовместимости («несовместимость взаимного отвержения» – phan tshun spangs ‘gal и «несовместимость непребывания» вместе – lhan cig mi gnas ‘gal) и их основные характеристики и раскрывается значение концепции несовместимости в сотериологической системе буддизма.
THE INTERPRETATION OF THE CONCEPT OF THE “INCOMPATIBILITY OF DHARMAS” IN MADHYAMIKA-PRASANGIKA
Donets A. M.
In the article, based on a wide range of Tibetan-language sources, the content of the Buddhist concept of “incompatibility of dharmas” is revealed, as it is represented in Tibetan Buddhism. The main emphasis is on the interpretation of this concept in the tradition of Geluk, which is widespread in the countries of Central Asia. The basic structural elements of the concept of incompatibility are considered (the “basis of negation” – dgag gzhi, the “object of negation” – dgag bya, the “negation” – dgag pa), the types of incompatibility (“incompatibility of mutual rejection” – phan tshun spangs ‘gal and “incompatibility of non-interruption together” – lhan cig mi mi gnas ‘gal),) and their main characteristics, and the significance of the concept of incompatibility in the soteriological system of Buddhism is revealed.