КОЛОНИАЛЬНОСТЬ В ОПТИКЕ ГЛАВНОГО ПОПЕЧИТЕЛЯ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА А. ФАДЕЕВА И ЧЛЕНОВ ЕГО СЕМЬИ

DOI 10.31554/2222-9175-2022-47-15-21

КОЛОНИАЛЬНОСТЬ В ОПТИКЕ ГЛАВНОГО ПОПЕЧИТЕЛЯ КАЛМЫЦКОГО НАРОДА А. ФАДЕЕВА И ЧЛЕНОВ ЕГО СЕМЬИ

Четырова Любовь Борисовна – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Самарский национальный исследовательский университет им. акад. С. П. Королева (г. Самара, Россия).
E-mail: chetyrova@gmail.
com.
Сахаров Алексей Сергеевич – лаборант-исследователь научно-исследовательской части Самарского национального исследовательского университета им. акад. С. П. Королева (г. Самара, Россия).
E-mail: saharovatlt@gmail.com.

В статье анализируется эволюция взглядов на колониальность членов семьи А. М. Фадеева. Показано, что, будучи чиновником русской имперской администрации, он занимал в отношении колонизации калмыков позицию, расходящуюся с доминирующей в ее политике. Выявлено, что его взгляды на колониальность повлияли на творчество дочери, опубликовавшей повесть о девушке-калмычке, оказавшейся между миром дворянской культуры и миром степных калмыков. Анализ текста повести показал, как происходило эпистемическое порабощение калмыков. Диалектическим отрицанием этих взглядов является позиция, занимаемая внучкой чиновника Е. Блаватской, которая использовала религиозный язык калмыков для обоснования теософии, тем самым осуществив его эпистемическое освобождение при создании рациональности незападного типа.

COLONIALITY IN THE VIEWS OF THE KALMYK ADMINISTRATION HEAD ANDREY FADEYEV AND HIS FAMILY MEMBERS

Chetyrova L. B., Sakharov A. S.

The article analyzes the evolution of the views of A. M. Fadeev’s family members on coloniality. Being an official of the Russian imperial administration he took a position toward the colonization of Kalmyks, which differed from the dominant policy of the latter. His views on coloniality influenced the work of his daughter, who published a story about a Kalmyk girl caught between the world of the Russian noble culture and the world of steppe Kalmyks. The analysis of her story shows how the epistemic enslavement of the Kalmyks took place. The dialectical negation of these views was the position taken by the official’s granddaughter E. Blavatsky, who used the religious language of the Kalmyks to substantiate theosophy, thereby realizing its epistemic liberation while creating a non-Western type of rationality.