ПОНЯТИЕ «ТАТХАТА» (ТАКОВОСТЬ) В УЧЕНИИ ШКОЛ ФАСЯН И ТЯНЬТАЙ

DOI 10.31554/2222-9175-2022-48-152-159

ПОНЯТИЕ «ТАТХАТА» (ТАКОВОСТЬ) В УЧЕНИИ ШКОЛ ФАСЯН И ТЯНЬТАЙ

Янгутов Леонид Евграфович – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, заведующий отделом философии, культурологии и религиоведения Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ, Россия).
E-mail: yanguta@mail.ru.

Статья посвящена исследованию важнейшего понятия праджняпарамитской философии – понятия таковости, которое рассматривается в системе понятий, отражающих состояние просветленности сознания. Подчеркивается онтологический аспект этого понятия. Дается его анализ, представленный школой фасян в контексте учения о дхармах. Китайская специфика толкования таковости рассмотрена в учении школы тяньтай в контексте ее имманентности феноменальному миру.

THE CONCEPT OF “TATHATA” (SUCHNESS) IN THE TEACHINGS OF THE FASYAN AND TIANTAI SCHOOLS

Yangutov L. E.

The article is devoted to the study of the most important concept of Prajnaparamite philosophy – the concept of suchness, which is considered in the system of concepts reflecting the state of enlightenment of consciousness. The ontological aspect of this concept is emphasized. His analysis, presented by the Fasyan school in the context of the dharma doctrine, is given. The Chinese specifics of the interpretation of suchness are considered in the teaching of the Tiantai school in the context of its immanence to the phenomenal world.