«МИРЫ МАХАЯНСКОГО БУДДИЗМА» КАК КОНЦЕПТ ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ ЕДИНСТВА И МНОГООБРАЗИЯ БУДДИЗМА

DOI 10.31554/978-5-7925-0623-7-2022-6-29

«МИРЫ МАХАЯНСКОГО БУДДИЗМА» КАК КОНЦЕПТ ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ ЕДИНСТВА И МНОГООБРАЗИЯ БУДДИЗМА

Урбанаева Ирина Сафроновна – д. филос. н., г. н. с. отдела философии, культурологии и религиоведения Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ, Россия).
E-mail: urbanaeva@imbt.ru.

В статье дан новый подход к объяснению единства в многообразии буддизма, основанный наряду с признанием первостепенного значения классических критериев аутентичности буддийских учений на концепте «миры махаянского буддизма». Автор вводит это понятие в качестве метода, объясняющего специфику бытования махаянского буддизма в различающихся цивилизационных контекстах при опоре на использование автохтонных концепций, конвенций, понятий, культов. «Миры махаянского буддизма», будучи сформированы в каждом геокультурном регионе распространения Махаяны посредством «низкого синкретизма» буддизма и местной интеллектуальной и духовной культуры, «конструируются» посредством базовых практических махаянских принципов, таких как принятие Прибежища, ненасилие, бодхичитта, которые определяют средовое «поведение» буддистов, поэтому эти миры являются в каждом регионе общими для элиты и простых мирян. В то же время они существенно отличают людей «внутреннего» мира буддизма от людей иных культурных кругов по мировоззрению, пониманию человека, пространства, времени, истории и т. д.

“WORLDS OF MAHAYANA BUDDHISM” AS A CONCEPT TO EXPLAIN THE UNITY AND DIVERSITY OF BUDDHISM

Urbanaeva I. S.

The article proposes a new approach to explaining the unity in the diversity of Buddhism, based, along with the recognition of the fundamental importance of the classical criteria for the authenticity of Buddhist teachings, on the concept of “the worlds of Mahayana Buddhism”. The author introduces this concept as a method explaining the specifics of the existence of Mahayana Buddhism in different civilizational contexts based on the use of autochthonous concepts, conventions, concepts, cults. The “worlds of Mahayana Buddhism”, having been shaped in each geo-cultural region of Mahayana through the “low syncretism” of Buddhism and the indigenous intellectual and spiritual culture, are “constructed” through the basic practical Mahayana principles, such as taking refuge, observance of non-violence, cultivating of bodhichitta, which determine the environmental “behavior” Buddhists, so these worlds are in each region common to the elite and ordinary lay people. At the same time, they significantly distinguish people of the “inner” world of Buddhism from people of other cultural circles in terms of their worldview, their understanding of man, space, time, history, and so on.