БУДДИЗМ В ЭТНИЧЕСКОЙ БУРЯТИИ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРАВОСЛАВИЕМ И РОССИЙСКИМ ГОСУДАРСТВОМ (КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО XX ВЕКА)

DOI 10.31554/978-5-7925-0623-7-2022-86-103

БУДДИЗМ В ЭТНИЧЕСКОЙ БУРЯТИИ В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРАВОСЛАВИЕМ И РОССИЙСКИМ ГОСУДАРСТВОМ (КОНЕЦ XIX – НАЧАЛО XX ВЕКА)

Амоголонова Дарима Дашиевна – д. и. н., в. н. с. Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ, Россия).
E-mail: amog@inbox.ru.

В статье исследуется взаимодействие буддизма в Бурятии с государственными институтами и православной церковью в конце имперского периода. В основе работы лежат архивные материалы РГИА, а методология основывается на концепте ориентализма, позволяющего раскрыть сущностные характеристики государственной политики по отношению к нерусским подданным империи, крещеным и некрещеным. Цель государства состояла в достижении лояльности со стороны бурят, а православная церковь была призвана играть роль инструмента в христианизации и русификации бурят, особенно предбайкальских. Бюрократизация православной миссионерской деятельности привела, в большинстве случаев, к формальным актам крещения, позволив буддийским проповедникам добиться значительных успехов в обращении бурят в буддизм. Одновременно с общей вынужденной либерализацией государственной религиозной политики, православное духовенство вступило в противоречие с дарованным царем правом выбора вероисповедания, пытаясь удержать бурят в статусе христиан и препятствовать их буддизации.

BUDDHISM IN ETHNIC BURYATIA IN THE CONTEXT OF INTERACTION WITH ORTHODOXY AND THE RUSSIAN STATE (LATE 19TH – EARLY 20TH CENTURY)

Amogolonova D. D.

The paper deals with the interaction of Buddhism in Buryatia with state institutions and the Orthodox Church at the end of the Imperial period. The source foundation contains the documents of the Russian State Historical Archives (RGIA), and the methodology base is the concept of Orientalism, which makes it possible to reveal the essential characteristics of state policy towards non-Russian subjects of the empire, both baptized and unbaptized. The state was focused on achieving loyalty on the part of the Buryats, and the instrumental role was assigned to the Orthodox Church that had a task of christening and russify Buryats, especially in Cis-Baikalia. The bureaucratization of Orthodox missionary activity led, in most cases, to formal Christianization, which promoted significant success on the side of Buddhist preachers in converting the Buryats to Buddhism. Simultaneously with the general forced liberalization of state religious policy, the Orthodox clergy tried keeping the Buryats in the status of Christians thus coming in conflict with the right granted by the tsar to choose a religion.