СУТРА ОБ ОПОРЕ НА ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО ДРУГА (ВВЕДЕНИЕ, ПЕРЕВОД С ТИБЕТСКОГО, КОММЕНТАРИЙ)

DOI 10.31554/978-5-7925-0623-7-2022-173-177

СУТРА ОБ ОПОРЕ НА ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО ДРУГА (ВВЕДЕНИЕ, ПЕРЕВОД С ТИБЕТСКОГО, КОММЕНТАРИЙ)

Нестеркин Сергей Петрович – д. филос. н., в. н. с. Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ, Россия).
E-mail: sn3716@gmail.com.

Сутра посвящена важнейшему для буддизма как религиозно-философской системы вопросу о значении духовного руководства на пути к освобождению. Согласно традиции, она была проповедана в роще в окрестностях Кушинагара незадолго до ухода Будды Шакьямуни в паринирвану. Ее основным содержанием является утверждение Будды о том, что правильная духовная практика всецело зависит от опоры на добродетельного духовного друга, опровергающее высказанную Анандой мысль, что опора на добродетельного друга определяет половину успеха. Перевод выполнен (впервые на русский язык) по Дегесскому изданию тибетского канона: Toh 300, Degé Kangyur, vol 71 (mdo sde, sha), folios 304.b–305.a.

THE SŪTRA ON RELIANCE UPON A VIRTUOUS SPIRITUAL FRIEND (INTRODUCTION, TRANSLATION FROM TIBETAN, COMMENTARY)

Nesterkin S. P.

The sutra is devoted to the most important question for Buddhism as a religious and philosophical system, the question of the significance of spiritual guidance on the path to liberation. According to tradition, it was preached in a grove in the vicinity of Kushinagar shortly before the departure of the Buddha Shakyamuni into parinirvana. Its main content is the Buddha’s statement that correct spiritual practice depends entirely on relying on a virtuous spiritual friend, refuting Ananda’s idea that relying on a virtuous friend is half the success. The translation was made (for the first time into Russian) according to the Deges edition of the Tibetan canon: Toh 300, Degé Kangyur, vol 71 (mdo sde, sha), folios 304.b–305.a.