DOI 10.31554/978-5-7925-0623-7-2022-203-221
ВЛИЯНИЕ БУДДИЗМА НА АРХИТЕКТУРУ СТОЛИЦ В СРЕДНЕВЕКОВОМ КИТАЕ. БОРЬБА ЗА ГОРОДСКИЕ ОСИ (220–705 ГГ.)
Марханова Татьяна Фридриховна – к. и. н. (г. Улан-Удэ, Россия).
E-mail: tatya6a@mail.ru.
В статье рассматривается история влияния буддизма на политическую ось столиц разных эпох Китая, начиная с эпохи Восточная Хань и заканчивая династиями Суй – Тан. Автор показывает буддийское влияние на общую архитектуру имперских столиц средневекового Китая, рассматривает множество буддийских монастырей, их расположение в столицах, которое менялось в зависимости от роста популярности буддийской религии. Так в ранний имперский период Китая буддийские места были расположены в западных пригородах Лояна во времена династии Восточная Хань и, таким образом, не были включены в центральное планирование столицы. Политическая ось и органическая интеграция монастырей в архитектуру новой столицы Пинчэн стали заметными во времена ранней династии Северная Вэй. В поздний период Северной Вэй схема распределения в Лояне стала сосредотачивать буддийские памятники слева и справа от центральной оси в северо-западном углу внутреннего города, формируя политический ландшафт с юга на север, с постепенным увеличением количества пагод. В более поздний период правления императора У-ди из династии Лян и далее в период Северной Ци, Суй и Тан буд-дийские здания или имперские ритуальные постройки с заметным буддийским влиянием и символическим значением помещались непосредственно на политической оси столицы, т. е. в самом центре правления императора. Этот период стал результатом высокой интеграции и тесного взаимодействия между буддизмом и политической культурой в вышеупомянутые три периода, а также в значительной степени был связан с личной политической и культурной ориентацией императоров. Автор приходит к выводу, что буддизм в средневековом Китае был не только иностранной религиозной верой, идеологией и культурой, но и новым политическим и культурным фактором, проникшим в политическую систему и повлиявшим на столичную планировку того времени.
INFLUENCE OF BUDDHISM ON THE CAPITAL’S ARCHITECTURE IN MEDIEVAL CHINA STRUGGLE FOR THE CITY AXES (220–705)
Markhanova T. F.
The article discusse the history of the Buddhist influences on the sacred political axis of the capitals of different eras of China from the era of Eastern Han to the Sui-Tan Dynasties. The author proves that the Buddhist influence contributed to the general architecture of the imperial capitals of medieval China. The article discusse the many Buddhist monasteries, their location in the capitals, which has changed, depending on the growing popularity of the Buddhist religion. in China’s early imperial period, Buddhist sites were located in the western suburbs of Luoyang during the Eastern Han Dynasty and thus were not included in the central planning of the capital. The political axis and the organic integration of the monasteries into the architecture of the new capital, Pingcheng, became prominent during the early Northern Wei Dynasty. In the late Northern Wei period, the distribution pattern in Luoyang began to concentrate Buddhist monuments to the left and right of the central axis in the northwest corner of the inner city, shaping the political landscape from south to north, with a gradual increase in the number of pagodas. In the later period of the reign of Emperor Wudi of the Liang Dynasty, and further during the Northern Qi, Sui and Tang periods, Buddhist buildings or imperial ritual buildings with noticeable Buddhist influence and symbolic significance were placed directly on the political axis of the capital, that is, in the very center of government emperor. This period was the result of the high integration and close interaction between Buddhism and political culture in the above three periods, and was also largely associated with the personal political and cultural orientation of the emperors. The author comes to the conclusion that Buddhism in medieval China was not only a foreign religious faith, ideology and culture, but also a new political and cultural factor that penetrated the political system and influenced the metropolitan planning of that time.