ГОРОДСКАЯ «БИОГРАФИЯ» БАРГУЗИНА: ТИПИЧНАЯ НЕТИПИЧНОСТЬ

DOI 10.31554/2222-9175-2023-49-49-55

ГОРОДСКАЯ «БИОГРАФИЯ» БАРГУЗИНА: ТИПИЧНАЯ НЕТИПИЧНОСТЬ

Бреславская Татьяна Сергеевна – кандидат социологических наук, начальник отдела государственного бюджетного учреждения «Региональный центр обработки информации и оценки качества образования» (г. Улан-Удэ, Россия).
E-mail: breslavskaya83@mail.ru.
Кальмина Лилия Владимировна – доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН
(г. Улан-Удэ, Россия).
E-mail: kalminal@ gmail.com.

Статья посвящена городскому периоду жизни Баргузина – уездного города в Забайкальской области. Его появление на карте Сибири, как и практически всех сибирских городов, было обусловлено движением России на восток с целью расширения и укрепления своих границ.
Расцвет Баргузина в XIX в. обеспечивался двумя факторами: золотодобычей, создавшей ему стабильную материальную базу, и политической ссылкой, фактически ставшей культурной элитой города. Однако в начале XX в. Баргузин потерял свои преимущества. Причиной авторы считают истощение золотых запасов в баргузинской тайге и отдаленность Баргузина от Транссибирской магистрали, которая по-своему определила степень значимости забайкальских городов.

THE “URBAN” BIOGRAPHY OF BARGUZIN: A TYPICAL ATYPICITY

Breslavskaya T. S., Kalmina L. V.

The article is devoted to the city period in the history of Barguzin, a small town in the Transbaikalian region. Its appearance on the Siberian map, like almost all Siberian towns, was due to Russian expansion to the East. Prosperity of Barguzin rested on two factors: gold mining which created its stable material foundation, and political exile eventually developed into cultural elite of the town. Nevertheless, at the beginning of the 20th century Barguzin lost its advantages. The authors suppose that the reason for this was the exhaustion of gold deposits in the Barguzin taiga and its remoteness from the Transbaikalian railroad which in its way defined the degree of Transbaikalian towns’ importance.