ФИЛОСОФСКИЕ И СОТЕРИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ШКОЛ ЧАНЬ И ХУАЯНЬ

DOI 10.31554/2222-9175-2023-51-110-117

ФИЛОСОФСКИЕ И СОТЕРИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ШКОЛ ЧАНЬ И ХУАЯНЬ

Янгутов Леонид Евграфович – доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник, руководитель отдела философии, культурологии и религиоведения Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ, Россия).
E-mail: yanguta@mail.ru.

В статье рассматривается единство философских и сотериологических принципов школ китайского буддизма чань и хуаянь. Показано, что школа чань, занимавшаяся главным образом разработкой сотериологических аспектов спасения, в основе которых был метод медитации, опиралась на философские разработки школы хуаянь, а школа хуаянь, в свою очередь, использовала практический опыт школы чань. Подчеркивается роль пятого патриарха хуаянь Цзун Ми, ставшего одновременно чаньским наставником. Показан, что Цзун Ми не только осуществлял синтез хуаяньской теории и чаньской практики, но и использовал сотериологический опыт практики медитации школы цзинту.

PHILOSOPHICAL AND SOTERIOLOGICAL PRINCIPLES OF CHAN AND HUAYAN SCHOOLS

Yangutov L. E.

The article deals with the unity of the philosophical and soteriological principles of the Chan and Huayan schools of Chinese Buddhism. It is shown that the Chan school, which was mainly engaged in the development of soteriological aspects of salvation, based on the method of meditation, relied on the philosophical developments of the Huayan school, and the Huayan school, in turn, used the practical experience of the Chan school. The role of the fifth patriarch Huayan Zong Mi, who became both a Chan and a mentor, is emphasized. It is shown that Zong mi not only synthesized the Huayan theory and Chan practice, but also used the soteriological experience of the Jingtu school of meditation practice.