ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КНР НА ПРИМЕРЕ ТИБЕТСКОГО БУДДИЗМА

DOI 10.31554/2304-1838-2023-16-115-126

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КНР НА ПРИМЕРЕ ТИБЕТСКОГО БУДДИЗМА

Лексютина Я. В.

В последнее десятилетие, отличительными чертами которого стали консолидация власти в руках председателя КНР Си Цзиньпина, усиление роли Коммунистической партии Китая во всех сферах функционирования китайского общества и структурные реформы политических институтов КНР, происходит усиление государственного регулирования религиозной деятельности и целенаправленно проводится курс китаизации религий. В статье объясняется мотивация и прослеживается логика современного китайского руководства в ужесточении контроля над религиозной деятельностью. Приводятся основные нормативно-правовые акты в области регулирования религиозной деятельности в Китае и выделяются содержащиеся в них специфические положения и нормы, раскрывающие суть проводимой Пекином религиозной политики и оказывающие влияние на развитие религий в Китае с акцентом на развитие тибетского буддизма. Делаются выводы о том, что жесткий государственный контроль над религиозной деятельностью продиктован задачами противодействия религиозному экстремизму и вмешательству внешних сил под предлогом осуществления религиозной деятельности во внутренние дела Китая, обеспечения общественного порядка, сохранения территориальной целостности Китая (на фоне уйгурского и тибетского сепаратизма), приведением религий в соответствие с принципами и нормами социалистического общества с китайской спецификой. Не ставя цели борьбы с религиями (но и не поощряя религиозность китайцев), китайские власти принимают меры по адаптации религий к социалистическому обществу, превращению религий в проводников политики и интересов Коммунистической партии Китая. Религии в Китае призваны продвигать социалистические ценности и идеалы, китайскую традиционную духовную культуру, а также обеспечивать поддержку правления Коммунистической партии Китая среди верующих.

STATE REGULATION OF RELIGIOUS ACTIVITIES IN CHINA: A CASE-STUDY OF TIBETAN BUDDHISM

Leksyutina Ya. V.

In the past decade, marked by the consolidation of power in the hands of Chinese President Xi Jinping, the strengthening of the role of the Communist Party of China in all spheres of Chinese society, and the structural reforms of the political institutions of the PRC, there has been an increase in state regulation of religious activities and a course of sinization of religions. The article explains the motivation and traces the logic of the contemporary Chinese leadership in tightening control over religious activities. The main legal acts in the field of regulation of religious activity in China are given and the specific provisions and norms contained in them are highlighted, revealing the essence of Beijing’s religious policy and influencing the development of religions in China with an emphasis on the development of Tibetan Buddhism. It is concluded that strict state control over religious activities is dictated by the tasks of countering religious extremism and the interference of external forces under the pretext of carrying out religious activity in the internal affairs of China, ensuring public order, maintaining the territorial integrity of China (against the backdrop of Uighur and Tibetan separatism), bringing religions in line with the principles and norms of a socialist society with Chinese special features. Without setting the goal of fighting religions (but not encouraging the religiosity of the Chinese), the Chinese authorities are taking measures to adapt religions to a socialist society, turning religions into conductors of the policy and interests of the Communist Party of China. Religions are expected by Chinese authorities to promote socialist values and ideals, traditional Chinese spiritual culture, and to ensure support for the rule of the Chinese Communist Party among believers.