ГЭСЭР И ЖАМСАРАН В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЦИН И ТИБЕТО-МОНГОЛЬСКОГО МИРА

DOI 10.31554/2222-9175-2024-53-123-129

ГЭСЭР И ЖАМСАРАН В КОНТЕКСТЕ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ЦИН И ТИБЕТО-МОНГОЛЬСКОГО МИРА

Урбанаева Ирина Сафроновна – доктор философских наук, главный научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ, Россия).
E-mail: greentarabaikal@yandex.ru.
Лощенков Алексей Вячеславович – кандидат исторических наук, научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ, Россия).
E-mail: loshchenkov@mail.ru.

В статье дан анализ цинской стратегии интеграции тибетцев и монголов в мир pax manjurica путем слияния их культурных символов и религиозных практик с китайскими. Гэсэр как популярный культурный герой, царь-воин и объект религиозного культа во Внутренней Азии стал «жертвой» этой политики, но первоначально китайский бог войны Гуаньди ассоциировался с защитником Жамсараном/Бегце и сабдаком Дзонгценом.

GESER AND ZHAMSARAN IN THE CONTEXT OF RELIGIOUS-POLITICAL RELATIONS OF THE QING AND THE TIBETAN-MONGOLIAN WORLD

Urbanaeva I. S., Loschenkov A. V.

The article analyzes the Qing strategy of integrating Tibetans and Mongols into the world of pax manjurica by merging their cultural symbols and religious practices with Chinese ones. Geser, as a popular cultural hero, warrior king, and object of religious cult in Inner Asia, became a “victim” of this policy, but initially the Chinese god of war Guandi was associated with the protector Zhamsaran/Begtse and the sabdak Dzongtsen.