ПОНЯТИЕ НИРВАНЫ В РАННЕМ БУДДИЗМЕ

DOI 10.31554/2222-9175-2024-53-148-153

ПОНЯТИЕ НИРВАНЫ В РАННЕМ БУДДИЗМЕ

Чебунин Александр Васильевич – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и искусствоведения Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования Восточно-Сибирский государственный институт культуры (г. Улан-Удэ, Россия).
E-mail: chebunin1@mail.ru.

Нирвана представляет собой важнейшее понятие буддизма, означающее конечную цель практики духовного совершенствования. Как духовное состояние нирвана требует соответствующего уровня развития для своего понимания и осмысления и не может быть выражена вербальными средствами. Соответственно, в данном понятии оказались сконцентрированы психологический, праксиологический, гносеологический, онтологический и аксиологический аспекты буддийского учения. В качестве целостного и системного мировоззренческого ядра эти аспекты заложили мощный потенциал теоретического развития буддизма уже в форме Махаяны.

THE CONCEPT OF NIRVANA IN EARLY BUDDHISM

Chebunin A. V.

Nirvana is the most important concept of Buddhism, meaning the ultimate goal of the practice of spiritual improvement. As a spiritual state, nirvana requires an appropriate level of development for its understanding and comprehension, and cannot be expressed by verbal means. Accordingly, this concept concentrates the psychological, praxeological, epistemological, ontological and axiological aspects of Buddhist teaching. As a holistic and systemic ideological core, these aspects laid the powerful potential for the theoretical development of Buddhism already in the form of Mahayana.