ПОНЯТИЕ НИРВАНЫ В КИТАЙСКОМ БУДДИЗМЕ

DOI 10.31554/2222-9175-2024-54-129-135

ПОНЯТИЕ НИРВАНЫ В КИТАЙСКОМ БУДДИЗМЕ

Чебунин Александр Васильевич – доктор философских наук, доцент, профессор кафедры философии и искусствоведения Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования Восточно-Сибирский государственный институт культуры (г. Улан-Удэ, Россия).
E-mail: chebunin1@mail.ru.

По мере развития буддийского учения содержание понятия нирвана и соответствующей концепции менялось, оно приобретало новый смысл и значение. В процессе развития учения Махаяны происходит смещение акцента на высшее и полное просветление, которое фактически сменило концепцию нирваны в качестве цели духовной практики. Китайский буддизм воспринял именно махаянскую концепцию нирваны, где ориентир совершенствования был направлен на модель бодхисаттвы, а цель достижения нирваны отодвигалась на неопределенное будущее.

THE CONCEPT OF NIRVANA IN CHINESE BUDDHISM

Chebunin A. V.

As Buddhist teachings developed, the content of the concept of nirvana and the corresponding concept changed, it acquired a new meaning and significance. In the process of development of the Mahayana teachings, there was a shift in emphasis to the highest and complete enlightenment, which actually replaced the concept of nirvana as the goal of spiritual practice. Chinese Buddhism adopted the Mahayana concept of nirvana, where the benchmark for perfection was aimed at the bodhisattva model, and the goal of achieving nirvana was pushed back to an indefinite future.